Классическая персидская литература

О курсе
Лекционный курс посвящен блестящему периоду развития средневековой литературы на классическом языке фарси, сложившейся после арабского завоевания иранских земель и исламизации иранцев. Литературное наследие этого периода, представленное, в первую очередь, поэзией является культурным достоянием трех близкородственных народов, объединенных общим историческим прошлым – персов, таджиков и афганцев, говорящих на языке дари. Тематика курса связана не только с такими хорошо известными в Европе и России представителями персидской поэтической классики, как Фирдоуси, Низами, Хайям, Саади, Хафиз, но и практически не знакомыми неспециалистам именами поэтов.

Одни из них несли «поэтическую службу» при мусульманских правителях средневекового Ирана и играли значительную роль в политической жизни государства. Другие были приверженцами различных религиозных течений в исламе (суфизма, исмаилизма), выражали в стихах сложнейшие философско-религиозные доктрины и оказывали существенное влияние на духовную атмосферу средневекового общества.

В лекциях освещаются проблемы функционирования поэтического канона и на примере персидской классической литературы характеризуются базовые законы нормативной поэтики, а также области проявления индивидуально-авторской инициативы в условиях традиционалистского типа словесного творчества.

В курсе представлены основные жанры и жанровые классической персидской поэзии в их эволюционном развитии – от этапа генезиса до периода наивысшего расцвета. Подробно рассматривается генезис основных жанровых разновидностей эпической поэзии, например, любовно-романического эпоса. Большое внимание уделено развитию малых лирических форм персидской поэзии, в особенности газели. В курс включен ряд хрестоматийных текстов, цитируемых как в оригинале, так и в филологическом (подстрочном) переводе автора курса.

Формат
Форма обучения заочная (дистанционная).

Еженедельные занятия будут включать просмотр тематических видеолекций и выполнение тестовых заданий с автоматизированной проверкой результатов. Важным элементом изучения дисциплины является написание творческих работ в формате ответа-рассуждения по заданным темам, которое должно содержать полные развернутые ответы, подкреплённые примерами из лекций и/или личного опыта, знаний или наблюдений.

Требования

Курс предназначен для студентов-филологов бакалавриата и магистратуры разных специальностей, специализирующихся в области изучения литератур Ближнего и Среднего Востока (персидской, турецкой, урду), сравнительного литературоведения, истории зарубежных литератур эпохи Средневековья. Он будет интересен также для студентов-историков (в том числе и искусствоведов), занимающихся Ираном и Афганистаном.

Полезен будет курс и тем, кто специализируется на изучении культурных и литературных традиций мусульманских народов России и стран ближнего зарубежья (Таджикистана, Азербайджана, Казахстана и др).

Программа курса
Лекция 1: (Вводная) Основные факторы формирования литературы на новоперсидском языке.
Лекция 2: Творчество Рудаки и его современников.
Лекция 3: Эпопея Фирдоуси «Шах-наме» и ее место в истории литературы иранских народов.
Лекция 4: Придворная поэзия XI в. (Унсури, Фаррухи, Манучихри). Основные функции, принципы творчества.
Лекция 5: Становление жанра любовно-романического эпоса в персидской литературе XI в.
Лекция 6: Развитие литературы религиозных течений (суфизма, исмаилизма). Первые суфийские поэты.
Лекция 7: Насир-и Хосров и развитие дидактических жанров персидской поэзии.
Лекция 8: Развитие придворной поэзии в XII в. (Муиззи, Анвари, Хакани): характер проявления авторской индивидуальности.
Лекция 9: Творчество Санаи – первого великого поэта-мистика.
Лекция 10: Низами и его «Пятерица»: роль в формировании региональной литературной традиции.
Лекция 11: Омар Хайям: загадки «Рубайата».
Лекция 12: Творчество Фарид ад-Дина Аттара: эпос, лирика, агиография.
Лекция 13: Саади и его эпоха.
Лекция 14: Становление персоязычной литературы Индии: творчество Амира Хосрова Дехлеви.
Лекция 15: Поэтические откровения Джалал ад-Дина Руми.
Лекция 16: Хафиз: поэзия на все времена.
Лекция 17: Абд ар-Рахман: «последний классик» или «двуликий Янус»?
Лекция 18: Персидская классическая проза XI-XII вв.

Результаты обучения
По завершении этого курса учащиеся будут:

знать:

1. особенности становления средневековой персидской литературы в условиях распространения ислама, основные черты двух больших этапов ее развития, характеризуемые как «формирование канона, или ранняя классика» и «развитие канона, или зрелая классика»;
2. ключевые факторы и закономерности формирования персидской классической литературы как целостной жанровой системы в ее исторической динамике;
3. основную научную литературу по истории персидской классической литературы X-XVвв.;

уметь:

1. применять различные научные подходы (историко-типологический, историко-функциональный, сравнительный и др.) к изучению истории персидской классической литературы, созданной по законам нормативной поэтики;
2. самостоятельно работать с научной литературой по истории персидской литературы изучаемого периода, анализировать прочитанный материал и формировать обоснованное мнение по проблемам развития литературы традиционалистского типа;
3. использовать полученные теоретические и практические знания для проведения исследований в области истории персидской классической литературы и других литератур Ближнего и Среднего Востока и центральной Азии, сформировавшихся под ее непосредственным воздействием;

владеть:

1. основным терминологическим аппаратом по теме курса;
2. базовыми знаниями в области истории персидской классической литературы, необходимыми для понимания ее роли в складывании региональной литературной традиции на Ближнем и Среднем Востоке в эпоху Средневековья;
3. навыкам анализа научной литературы для решения теоретических и практических задач.

Результаты обучения
ОКБ-1 — способность научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, умение использовать на практике методы гуманитарных, социальных, экономических, исторических, филологических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности, связанной с изучением Востока;

ОКБ-2 — способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые и профессионально профилированные знания основ филологии, истории, экономики, социологии и культурологии; владение культурой мышления, знание его общих законов;

ПК:

  • базовые представления о теоретических основах литературного процесса и культурной традиции в регионе распространения персидского языка, включая общие представления о ведущих религиозно-философских учениях, способствовавших развитию определенных типов художественной словесности;
  • базовые представления о методах исследования литератур и культур Востока;
  • знание литературы и фольклора в их историческом развитии и современном состоянии, в сопряжении с гражданской историей и историей культуры народа, говорящего на данном языке;
  • навыки пользования основными методами литературоведческого анализа;
  • умение оперировать положениями теории мирового литературного процесса и понимание основных его закономерностей в приложении к конкретным объектам анализа.

Регистрация